ВНИМАНИЕ!

Ассоциация саморегулируемая организация
"Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания"
(Ассоциация СРО "Центризыскания")

+ 7 (495) 787-71-91
+ 7 (495) 926-77-16 (для сотовых)
123154, Москва, ул. Маршала Тухачевского, д.20, стр.2, помещ. 13

Оптимизируются сроки согласования проектов сводов правил

Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации опубликован Минстроем России На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен для общественного обсуждения проект проект постановления Правительства Российской Федерации О внесении изменений в Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил.

 

 Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» (далее – проект постановления, Правила), разработан в целях сокращения сроков разработки и изменения сводов правил в сфере строительства и обеспечения реализации положений части 9 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ).

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в связи с необходимостью ускоренного возведения медицинских центров для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) поставлены задачи по сокращению избыточных обязательных требований в сфере строительства, исключению устаревших строительных норм, обеспечению использования в проектировании и строительстве передовых технологий и материалов.

Ускоренное решение поставленных задач невозможно без оптимизации процедур разработки и изменения сводов правил.

В целях ускорения разработки проектов сводов правил и обеспечения оперативного взаимодействия при согласовании указанных проектов проектом постановления вносятся изменения в Правила, предусматривающие:

– 60-дневный срок доработки проекта свода правил разработчиком с учетом полученных по результатам публичных обсуждений замечаний;

– 30-дневный срок согласования проекта свода правил заинтересованными техническими комитетами по стандартизации (проектными техническими комитетами по стандартизации), область деятельности которых он затрагивает. При этом непредставление по истечении указанного срока заинтересованным техническим комитетом по стандартизации (проектным техническим комитетом по стандартизации), область деятельности которых он затрагивает, документа, подтверждающего согласование проекта свода правил, является равнозначным
его согласованию.

– 30-дневный срок согласования проекта свода правил заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При этом непредставление по истечении указанного срока федеральным органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта свода правил, является равнозначным его согласованию.

Необходимость актуализации положений сводов правил и сокращения избыточных обязательных требований в сфере строительства подтверждается растущим количеством специальных технических условий, применяемых в проектировании и строительстве.

При этом согласно части 9 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ согласованные в установленном порядке специальные технические условия (далее – СТУ) могут являться основанием для включения содержащихся в таких СТУ требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.

Включение содержащихся в СТУ требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, в своды правил, обеспечивает реализацию установленного Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» принципа соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.

Анализ СТУ, согласование которых осуществляется Минстроем России в соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», выполненный в 2020 году, подтвердил, что большого количества СТУ можно избежать путем своевременной актуализации сводов правил.

Однако действующий порядок изменения сводов правил, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» (далее – Правила № 624), идентичен действующему порядку их разработки, что препятствует оперативной актуализации нормативной технической базы в строительстве.

Для дальнейшего снижения количества разрабатываемых СТУ, а также обеспечения возможности оперативного внесения изменений в своды правил, Правила дополняются следующими особенностями разработки и утверждения изменений, вносимых в свод правил на основании части 9 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ:

– срок публичного обсуждения проекта указанных изменений составляет не менее 10 календарных дней;

– срок доработки проекта свода правил разработчиком с учетом полученных замечаний составляет не более 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления о завершении публичного обсуждения проекта свода правил;

– срок согласования проекта указанных изменений с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти составляет не более 10 календарных дней со дня поступления проекта указанных изменений. В случае непредставления федеральным органом исполнительной власти согласованного проекта указанных изменений или письма о согласовании проекта указанных изменений (о наличии замечаний к проекту указанных изменений) по истечении срока, предусмотренного настоящим абзацем, такой проект считается согласованным;

– срок согласования проекта указанных изменений с заинтересованными техническими комитетами по стандартизации (проектными техническими комитетами по стандартизации), область деятельности которых он затрагивает, составляет не более 10 календарных дней со дня поступления проекта указанных изменений. В случае непредставления заинтересованным техническим комитетом по стандартизации (проектным техническим комитетом по стандартизации) согласованного проекта указанных изменений или письма о согласовании проекта указанных изменений (о наличии замечаний к проекту указанных изменений) по истечении срока, предусмотренного настоящим абзацем, такой проект считается согласованным;

– срок проведения экспертизы проекта указанных изменений, оформления и направления разработчику экспертного заключения по результатам экспертизы техническим комитетом по стандартизации (проектным техническим комитетом по стандартизации), к области деятельности которого относится объект регулирования проекта указанных изменений, составляет не более 7 рабочих дней со дня поступления проекта указанных изменений;

– утвержденные изменения вступают в силу со дня опубликования на официальном сайте разработчика таких изменений, зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Согласно пункту 4 Правил № 624 проект свода правил разрабатывается в соответствии с установленными в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации и правилах стандартизации общими требованиями к построению, изложению и оформлению документов по стандартизации.

В соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» изменение национального стандарта только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного характера, а также направленное на устранение ошибок или опечаток, допущенных при подготовке стандарта к утверждению, опубликованию или последующему изданию, в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость которого обусловлена заменой, дополнением и/или исключением определенных положений стандарта, или оформляют в виде поправки.

Однако Правилами № 624 возможность внесения в своды правил поправок, а также особенности внесения в своды правил изменений, направленных на устранение ошибок или опечаток, допущенных при подготовке сводов правил к утверждению, опубликованию или последующему изданию не предусмотрены.

Учитывая вышеизложенное, Правила дополняются следующими особенностями разработки и утверждения изменений, вносимых в свод правил в целях исправления технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки либо подобной ошибки), допущенной при подготовке свода правил к утверждению или опубликованию:

– публичное обсуждение проекта указанных изменений, согласование проекта указанных изменений с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, согласование проекта указанных изменений с заинтересованными техническими комитетами по стандартизации (проектными техническими комитетами по стандартизации), область деятельности которых он затрагивает, не проводятся;

– срок проведения экспертизы проекта указанных изменений, оформления и направления разработчику экспертного заключения по результатам экспертизы техническим комитетом по стандартизации (проектным техническим комитетом по стандартизации), к области деятельности которого относится объект регулирования проекта указанных изменений, составляет не более 7 рабочих дней со дня поступления проекта указанных изменений;

– утвержденные изменения вступают в силу со дня опубликования на официальном сайте разработчика таких изменений, зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

В целях однозначности экспертного заключения технического комитета по стандартизации в отношении рассматриваемого проекта свода правил проект постановления предусматривает дополнение Правил положением о направлении разработчику подписанного экспертного заключения с приложением проекта свода правил, в отношении которого проводилась такая экспертиза. Наличие редакции проекта свода правил, прилагаемой к экспертному заключению, устранит неопределенность в выдаче указанного заключения и позволит соотнести такую редакцию проекта свода правил с выдаваемым экспертным заключением.

Проектом постановления также вносятся изменения в Правила, исключающие возможность отмены свода правил в случаях принятия и введения в действие в Российской Федерации национального стандарта Российской Федерации, который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации, а также исключения свода правил (частей такого свода правил) из перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждаемого Правительством Российской Федерации, либо из перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Исключаемые положения представляют собой частные случаи основания, предусмотренного подпунктом «а» пункта 17 Правил № 624 (несоответствие свода правил законодательству Российской Федерации) и являются избыточными.

Стоит отметить, что Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, также определяют единственным основанием отмены принятого нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти противоречие такого нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Вступление в силу проекта постановления будет способствовать совершенствованию работы по техническому регулированию в строительной отрасли, повышению эффективности системы строительного нормирования в решении задач обеспечения безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями технических регламентов.

Реализация проекта постановления не потребует дополнительных затрат для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.